{{ lang.current }}
Прямая линия с губернаторомПолучить поддержку

Инвестиционное послание губернатора Новгородской области

Инвестиционное послание
Губернатора Новгородской области А.С. Никитина

 

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас на очередном, заключительном в этом году заседании Совета при Губернаторе Новгородской области по улучшению инвестиционного климата.

Сегодняшнее заседание проходит в расширенном составе. Мы постарались собрать максимальное количество неравнодушных представителей бизнеса и, прежде всего – деловых объединений. Это связано с тем, что сегодня нам хотелось бы «сверить часы» с бизнес-сообществом, понять, что в этом году получилось, а какие моменты, напротив, препятствовали улучшению делового климата в регионе. Этому будет посвящено мое Инвестиционное послание на 2019 год. Хотелось бы обсудить с вами, уважаемые коллеги, задачи и планы Правительства области в этом направлении, услышать ваши предложения.

Хочу отметить, что на сегодня нам удалось сделать многое из запланированного в Инвестиционном послании на 2018 год и достичь конкретных результатов.

Перед органами исполнительной власти была поставлена задача по увеличению выбора инвестплощадок, обеспеченных инфраструктурой, развитию территорий и обеспечению условий для реализации инвестиционных проектов.

 В прошлом году мы в 10 раз снизили пороги для признания проектов стратегическими и приоритетными, одновременно предложив инвесторам возможность выбора вариантов получения льгот, и получили отклик – в 2 раза больше обращений за льготами в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

 Вчера областной Думой поддержано мое предложение о дальнейшем смягчении требований к инвестиционным проектам, реализуемым на территории области.

Принятый областной закон предусматривает внесение изменений в инвестиционное законодательство в части изменения критериев отнесения инвестиционных проектов к стратегическим, приоритетным и прочим проектам для предоставления налоговых льгот. Особенность предложенного механизма в том, что он является реальным инструментом развития малонаселенных территорий. Раньше стратегическим проектом, который может получить льготы на 7 лет, мог считаться инвестиционный проект стоимостью 1,5 млрд рублей. Теперь на территории районов с численностью населения менее 5 тысяч человек, таких как Волотовский, Маревский, Поддорский, статус стратегического проекта сможет получить проект стоимостью 80 млн рублей. А в сфере сельского хозяйства и молочного животноводства – и вовсе 50 и 30 млн рублей соответственно.

 Отдельные преференции предусмотрены для проектов в моногородах и проектов с долей нематериальных активов в стоимости проекта не менее 25 процентов.

Мы с коллегами из инвестиционного блока проанализировали лучшие практики других субъектов Российской Федерации, и не будет преувеличением сказать, что теперь у нас – одна из наиболее гибких систем предоставления льгот реальным инвесторам.

 Считаю, что нашим следующим шагом в этом направлении должны стать разработка механизмов дальнейшего поощрения капиталовложений, например, при реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, а также обеспечение информирования делового сообщества о новых инструментах поддержки бизнеса. Это первостепенные задачи министерства инвестиционной политики и Агентства развития Новгородской области. Кроме того, им совместно с министерством промышленности и торговли нужно помнить и о другом – мы должны использовать возможности всех федеральных институтов для формирования региональной инвестиционной инфраструктуры. Как пример – использование возможностей Фонда развития моногородов по строительству инфраструктуры в Угловке и Боровичах.

Соответствующие заявки находятся в завершающей стадии рассмотрения, одобрены концепции, согласно которым эти моногорода могут получить уже в следующем году порядка 800 млн рублей для снятия инфраструктурных ограничений.

Мы знаем, что ряд федеральных институтов сегодня предлагают новые инструменты поддержки проектов (Фонд развития моногородов, Внешэкономбанк), и мы не можем себе позволить оказаться в числе отстающих при формировании заявок на участие в них.

Еще одно важное направление работы – формирование набора качественных инвестиционных площадок. Сегодня из более чем 400 заявленных ранее площадок путем тщательного отбора выделено порядка 40 приоритетных, которые действительно интересны инвесторам и предлагаются для реализации инвестиционных проектов в первую очередь. Это, как правило, площадки с наличием хорошей инфраструктуры или возможностью быстрого подключения к сетям.

Причем мы говорим не о ста́тике: работа по отбору конкретных частных и муниципальных площадок проводится теперь с использованием балльного ранжирования в постоянном режиме. Например, именно в настоящий момент в процедуру оценки заведены 6 новых площадок в Великом Новгороде, Новгородском и Парфинском районах. Вижу необходимым продолжение этой работы и в 2019 году.

В прошлом году мы пришли к выводу о необходимости создания в моногородах области территорий опережающего социально-экономического развития. Первая такая территория уже создана в Угловке Окуловского района, Минэкономразвития России зарегистрирован первый резидент. В ближайшее время будут зарегистрированы еще 4 резидента с проектами на сумму около 540 млн рублей, предусматривающими создание порядка 100 рабочих мест. Статус резидента ТОР дает значительные налоговые послабления, как на региональном, так и на федеральном уровне. Для региона же это гарантии привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.

В ближайшее время, надеюсь, ТОСЭР появится и в Боровичах. Заявка на ее создание еще в мае направлена в Минэкономразвития, одобрена комиссией, и соответствующий проект постановления находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Проекты потенциальных резидентов ТОР Боровичи позволят создать порядка 1000 рабочих мест и привлечь в область около трех миллиардов рублей инвестиций.

Кроме того, министерству инвестиционной политики дано поручение подготовить и в 1 квартале 2019 года направить в Минэкономразвития России заявку на создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа, которая будет расположена на отдельных участках в Великом Новгороде, Новгородском и Чудовском районах. В результате ее создания мы планируем привлечь порядка 25 млрд рублей инвестиций и создать около 1 тыс. рабочих мест.

Совместной задачей министерства инвестиционной политики и Агентства развития Новгородской области вижу обеспечение «дозагрузки» ТОР и ОЭЗ: важно не только формально создать эти территории, но и постоянно работать над привлечением качественных резидентов.

В 2018 году будут завершены 9 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций порядка 10 млрд рублей.

В 2019 году мы ожидаем завершения 17 инвестиционных проектов объемом почти 12 млрд рублей, предполагающих создание свыше 1100 рабочих мест. Эти проекты представлены на слайде.

В 2018 году в целом мы видим рост инвестиционной активности. В связи с завершением строительства трассы М-11, с одной стороны, мы наблюдаем снижение объема бюджетных инвестиций, с другой стороны, видим прирост частных инвестиций (около 30 млрд частных инвестиций по итогам 9 месяцев 2018 года). Регионом действительно интересуются инвесторы.

Поэтому задача министерства инвестиционной политики Новгородской области и Агентства развития Новгородской области на 2019 год – привлечение частных инвестиций, поступающих в экономику региона, не менее чем на уровне 2018 года.

В этом году мы полностью доработали нормативную базу, предусматривающую порядок создания таких объектов инфраструктуры, как индустриальный парк, технопарк, бизнес-инкубатор, и уже запускаем первые объекты.

Особенно хотел бы остановиться на технопарке и бизнес-инкубаторе.

Технопарк «ГАРО», открытие которого запланировано на следующей неделе, располагается на территории бывшего завода «ГАРО» в Великом Новгороде. Сегодня технопарк – это 1,5 тыс. кв.м производственных площадей для предоставления их резидентам, с возможностью расширения до 5 тыс. кв.м.

Открывая подобную инфраструктуру именно на производственных площадях бывших предприятий, мы, в том числе, решаем задачу реновации таких объектов.

Бизнес-инкубатор «Х10», открытие которого также состоится на следующей неделе в Великом Новгороде, является первой в регионе универсальной стартовой площадкой для запуска и развития собственного бизнеса. Первые резиденты этого объекта инфраструктуры занимаются производством аксессуаров для флористики.

В 2019 году необходимо создать еще один бизнес-инкубатор и индустриальный парк в Великом Новгороде, запустить технопарк в Старой Руссе. При этом мы обязаны воспользоваться возможностями Министерства экономического развития Российской Федерации и совместно с частными инвесторами подать заявки на конкурс для привлечения федеральных средств на развитие такой инфраструктуры.

В 2018 году сформирована комплексная система поддержки малого и среднего предпринимательства, объединяющая различные организации инфраструктуры в единую систему. Созданы 4 центра оказания услуг на базе кредитных организаций в Великом Новгороде, Старой Руссе, Боровичах - там, где они наиболее востребованы предпринимателями.

 Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства стал агентом Корпорации МСП и МСП-Банка.

 По истекшему периоду понимаем, что кредитование МСП в этом году вырастет примерно на 10 процентов.

 В 2018 году на базе Фонда поддержки предпринимательства создан Новгородский фонд развития креативной экономики. Фонд будет оказывать поддержку проектам в области креативных индустрий, таких как архитектура, дизайн, PR, мода.

Помимо уже названных технопарка и бизнес-инкубатора, начал работу Центр молодежного инновационного творчества «Синтез» – объект на производственной площадке одного из малых предпринимателей, позволяющий молодым ребятам, большинство из которых учатся на технических специальностях в наших колледжах, осваивать практические навыки работы на современным оборудовании.

В предстоящем году в регионе начнет работу Фонд развития промышленности, для этого в бюджете 2019 года планируется предусмотреть средства в объеме не менее 20 млн. рублей. Программы Фонда развития промышленности позволят новгородским предприятиям получить доступ к льготному заемному финансированию, необходимому для запуска производств уникальных отечественных продуктов, а также аналогов передовых международных разработок. ФРП предоставляет займы под 1-5 % годовых сроком до 7 лет, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

В 2019 году на реализацию разработанной нами региональной составляющей национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства, которая одобрена Минэкономразвития России, Новгородская область получит в 6 раз больше средств из федерального бюджета, чем в 2018 году (порядка 266 млн рублей). Это позволит расширить поддержку как действующих, так и начинающих предпринимателей, экспортеров и экспортно-ориентированных компаний, увеличить количество вовлеченных в предпринимательскую деятельность.

Кроме того, поручаю министерству инвестиционной политики в будущем году в рамках федеральной франшизы «Мой бизнес» создать единую площадку – «Центр делового сотрудничества» для формирования «под одной крышей» инфраструктуры поддержки бизнеса и акселлерации предпринимательских проектов.

Помимо льгот для инвестиционных проектов, областной Думой по нашей инициативе сделаны с 1 января 2019 года более лояльными условия налогообложения субъектов МСП, осуществляющих отдельные виды деятельности и применяющих патентную систему налогообложения.

В 2019 году предлагаю финансово-экономическому блоку Правительства рассмотреть возможность предоставления мер стимулирования для социально значимых видов предпринимательской деятельности (образовательные услуги, социальное обслуживание граждан), а также сделать ревизию возможностей, которые нам предоставляет Налоговый кодекс Российской Федерации для поддержки малого бизнеса.

В 2018 году начата реализация следующих проектов в сфере туризма:

проект по формированию информационного пространства о туристском потенциале области, включающий в себя продвижение регионального туристского сервиса «Карта Гостя Руси Новгородской», запуск официального информационного туристского интернет-портала Novgorod.travel, организация выставок о туристском потенциале Новгородской области в Нижнем Новгороде, Москве, аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга (аудитория – около 11 млн человек), разработка и продвижение туристского и экспортного бренда Новгородской области;

проект по информированию пассажиров об отдыхе и развлечениях в Новгородской области (журналы «Аэрофлот», «Сапсан», «Лучше поездом», «Турбизнес на Северо-Западе», видеоконтент на авиарейсах и в поездах «Сапсан»), аудитория – более 13 млн. человек;

представление Новгородской области на специализированных турвыставках (5 выставок, аудитория – более 500 тыс. человек);

создание системы навигации к объектам туристского и культурного значения (установка 73 знаков турнавигации);

проект по созданию региональных сервисов по поддержке туристов (к концу года установка 3 ТИЦ и завершение установки 1 ТИЦ на трассе М-10 в начале 2019 года);

проект по взаимодействию с РЖД по созданию новой туристической логистики;

продвижение событийных мероприятий Новгородской области (поддержка 6 фестивалей, начало реализации проекта исторической реконструкции «Рюриков город»).

В 2019 году поручаю министерству инвестиционной политики Новгородской области:

разработать механизмы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в сфере туризма;

организовать участие детских групп в реализации федерального проекта по развитию детского туризма «Моя Россия»;

совместно с Валдайским национальным парком продолжить реализацию проекта «Большая Валдайская тропа», проекта исторической реконструкции «Рюриков город»;

обеспечить установку 1 туристко-информационного центра на трассе М-11 в Новгородском районе;

продолжить работу по развитию турнавигации на территории Новгородской области;

организовать проведение выставок о туристском потенциале Новгородской области в парках культуры и отдыха, на улицах и аллеях Москвы.

 

В прошлом году я давал поручение разработать стратегию социально-экономического развития региона на ближайшие 5 лет.

Сегодня Стратегия разработана, в ней определены 12 основных направлений:

Демография;

Здравоохранение;

Образование;

Экономический рост;

Современный транспортный комплекс;

Продовольственная обеспеченность;

Культура;

Жилье и городская среда;

Экология и природные ресурсы;

Цифровая экономика;

Государственное управление (местные инициативы);

Гражданское общество.

 

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики определен «образ будущего» региона и сформированы 4 вектора развития, которые являются стратегическими приоритетами развития региона к 2025 году:

«Регион – промышленный центр для экспорта»;

«Регион – университет»;

«Регион – центр национальной истории и идентичности»;

«Регион – экологический оазис, центр отдыха и оздоровления».

 

Сейчас проект стратегии – в стадии обсуждения с общественностью, деловыми объединениями, муниципалитетами.

Министерству инвестиционной политики в I квартале 2019 года необходимо завершить согласование проекта стратегии с федеральными министерствами, а органам исполнительной власти области – приступить к ее интеграции в государственные программы, отраслевые программные документы. Муниципальным районам, городскому округу предлагаю до конца 2019 года построить на основе Стратегии муниципальные документы стратегического планирования.

 Нам с вами нужно больше современных производств с хорошей производительностью труда и достойной заработной платой. Это означает, что мы нуждаемся в хорошем деловом климате. Задачей на 2018 год было определено улучшение инвестиционного климата в Национальном рейтинге как минимум на 10 позиций. Нам это удалось, мы улучшили свои позиции в рейтинге на 24 позиции и заняли 29 место против 53 в 2017 году. Для этого мы ужесточили целевые модели, открыто работали с деловым сообществом.

На днях в одном известном издании вышла публикация, в которой эксперты оценили усилия Новгородской области по снижению инвестиционных рисков, поставив регион в топ-30 по привлекательности ведения бизнеса.

По сопоставимым с Национальным рейтингом критериям, с обязательным учетом мнения бизнеса мы также начали оценивать и работу в муниципальных районах. По итогам 2017 года первые три строчки рейтинга, еще раз подчеркну – прежде всего, по оценке наших предпринимателей, –занимают Новгородский, Окуловский и Крестецкий муниципальный районы. В будущем году они получат дополнительную субсидию в сумме 10 млн рублей. В 2019 году необходимо не только провести рейтинг, но и продумать дополнительные меры стимулирования для районов.

Органами исполнительной власти области проведен анализ обязательств по соглашениям между Правительством области и муниципальными районами, влияющими на распределение межбюджетных трансфертов, на предмет их актуальности. С помощью оценки выполнения обязательств по соглашениям мы также видим «чувствительные точки» и «точки роста» конкретных территорий.

Необходимо усовершенствовать критерии соглашений, применив индивидуальный подход к районам в зависимости от специфики их развития.

В соглашения должны быть включены обязательства, непосредственно направленные на создание объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в муниципалитетах. Должна быть усовершенствована и система стимулирования муниципальных районов в зависимости от выполнения обязательств.

Мы видим реальный интерес предпринимателей к работе в рамках деловых сообществ. Наше взаимодействие в течение года не прекращалось ни на день, проведено множество мероприятий. С участием деловых сообществ обсуждаются ключевые решения: и изменение инвестиционного законодательства, и Стратегия развития области.

Видим совершенствование самих организаций. В частности, на территории Новгородской области появился региональный Уполномоченный представитель Экспертного совета по отбору инвестиционных проектов в рамках «Деловой России». Институты «Опоры России» готовы реализовать серьезные образовательные проекты в муниципальных районах. Мы видим усилия по включению всех без исключения деловых объединений в работу общественных советов при органах власти.

И здесь мы готовы поддерживать работу с инициативами деловых сообществ и выработать в 2019 году конкретные пути решения проблем, выдвинутых объединениями:

реализация инвестиционных проектов в границах территорий исторических городов;

необходимость доработки механизмов предоставления объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, субъектам малого предпринимательства;

поддержка инициатив по включению деловых сообществ в борьбу с теневым сектором, популяризацию предпринимательства, особенно в муниципальных районах.

Коллеги, национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предполагается проведение большого количества мероприятий с участием бизнеса. В нем отражены направления, связанные с развитием инфраструктуры поддержки предпринимательства. Надеюсь, что 2019 год будет не менее активным в реализации наших совместных планов по модернизации экономики Новгородской области.

По информации Министерства инвестиционной политики Новгородской области